Дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы МБУДО «Дом искусств «Ритм» реализуются в условиях, не ограниченных образовательными стандартами: в дополнительном образовании ФГОС не предусматриваются.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в учреждении строиться на следующих основаниях:
· свобода выбора программ и режима их освоения;
· соответствие программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
· вариативность, гибкость и мобильность программ;
· разноуровневость (ступенчатость) программ;
· модульность содержания программ, возможность взаимозачета результатов;
· ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
· творческий и продуктивный характер программ; открытый и сетевой характер реализации.
Для оптимизации деятельности педагогических кадров методической службой учреждения было разработано Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ в МБУДО «Дом искусств «Ритм» (далее Положение), регламентирующее порядок составления и реализации программ в учреждении.
МБУДО «Дом искусств «Ритм» ежегодно обновляет дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы с учетом уровня и срока их реализации, изменения учебно-тематических планов, календарного учебного графика, содержания программы, методического обеспечения, с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Согласно Положению, одним из основных принципов при проектировании и реализации программы является разноуровневость. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Содержание и материал дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ педагогов МБУДО «Дом искусств «Ритм» организован по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности. Программа стартового уровня может быть реализована в нескольких вариантах:
· как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности или мотивации к нему;
· как первая ступень – переход к базовой общеразвивающей программе обучения;
· как основа программы по внеурочной деятельности, реализуемой педагогами дополнительного образования, работающих в общеобразовательной организации;
· как дополнительная общеразвивающая программа для лагерей летнего отдыха и оздоровления детей, как на базе учреждения, так и общеобразовательных организаций (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 01.04.2014 N 09-613).
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Программа базового уровня может быть реализована:
· как продолжение обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализующей базовый уровень обучения как вторая ступень – переход к продвинутому уровню программы;
· как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности;
· как основа программы по внеурочной деятельности, реализуемой педагогами дополнительного образования, работающих в общеобразовательной организации.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. Программа продвинутого уровня может реализовываться в различных формах в соответствии с направленностью программы:
· продолжение обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализующей продвинутый уровень обучения, разработанной с учетом групповой работы;
· разработка варианта программы, включающей формы индивидуальных или подгрупповых творческих (научно-исследовательских, технических и.т.д.) проектов обучающихся;
· разработку индивидуальных образовательных маршрутов в форме индивидуальных учебных планов, на основе программы продвинутого уровня.
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя индивидуальный план, который составляется совместно с учащимся на основе его предпочтений и предполагает определенные результаты в виде промежуточных проектов, самостоятельных творческих работ, участия в олимпиадах, конкурсах, концертах и т.д., которые фиксируются в портфолио достижений учащегося.