joomla template

Пояснительная записка

Индивидуально - личностное развитие являлось и остаётся одной из важнейших задач современного образования. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность не свободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы, поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном развитии, что даёт основание считать УДОД одним из важнейших звеньев системы образования, всей социальной сферы в целом.

В Доме искусств «Ритм » используются разные формы работы с семьёй: родительские собрания, индивидуальные консультации, семейные праздники и развлечения, Дни открытых дверей, привлечение родителей к участию в конкурсах разных уровней. Используя весь накопленный опыт, мы решили создать комплексную программу, которая позволит углубить и систематизировать действия по педагогическому сопровождению семьи на уровне нашего образовательного учреждения.

Организационные аспекты работы семейного клуба «Мы вместе»

Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого специалисты образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных детских объединений, к участию в различных просветительских программах и т. д.) Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашем учреждении стал семейный клуб «Мы вместе».

Положение семейного клуба «Мы вместе»

Общие положения

1.1. Основой правовых отношений организации деятельности Клуба являются:

– Закон РФ “Об образовании”;

– Типовое положение об образовательном учреждении ДОД;

– Устав МБОУ ДОД.

Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делает не только возможным, но и крайне необходимым взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Необходим системный подход, программная форма организации работы по социально-педагогической поддержке семьи.

Семейный клуб «Мы вместе» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги группы могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в учреждении дополнительного образования и дома.

В состав Клуба входят участники образовательного процесса, родители (законные представители обучающихся) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.

Данное Положение является локальным актом, регламентирующим деятельность семейного клуба «Мы вместе».

Направления системы работы в рамках данной программы:

1.Реализация системы педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей.

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей по общим вопросам воспитания.

3.Организация совместной деятельности семей:

  • Организация совместной творческой деятельности, совместного труда и обучения ремеслу в семейном объединении;
  • Проведение семейных праздников с участием родителей и детей в их подготовке и проведении;
  • Обогащение совместного досуга родителей и детей;
  • Привлечение родителей к участию в конкурсах декоративно прикладной и эстетической направленности.

В творчестве для ребенка важен момент сопереживания со взрослым, поэтому и необходима совместная деятельность, в которой ребенок – равноправный соучастник процесса.

Цель программы:

Достижение нового качественного уровня партнерства семьи и образовательного учреждения, психолого - педагогическое сопровождение семьи.

Задачи:

1. Активизация духовного, культурного, педагогического потенциала родителей.

2. Активизация деятельности родительской общественности по воссозданию лучших отечественных традиций семейного воспитания.

3. Создание положительной установки родителей в отношении воспитания детей в традициях отечественной культуры.

4. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

5. Формирование культуры организации полноценного досуга семей.

6. Подведение родителей к осознанию их роли в развитии творческих способностей ребенка.

Основные функции клуба:

- Информационно - образовательная (повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей);

- Организационно - коммуникативная (позволит общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком);

- Социально-терапевтическая (поддержка в трудных жизненных ситуациях, профилактика стрессов, депрессий).

Информирование родителей осуществляется по правовым, социальным, медицинским вопросам. Родители в письменном виде могут подавать вопросы, для этого существует специальный «почтовый ящик». Затем вопросы обрабатываются и рассматриваются на очередном заседании клуба. Для обстоятельного ответа на них на заседание приглашаются компетентные лица, специалисты.

В отличие от информирования просвещение предполагает наличие обратной связи, активности со стороны родителей. Целью педагогического просвещения в клубе является вооружение родителей знаниями об особенностях развития личности ребенка, о способах взаимодействия с ним и т. д. Формами педагогического просвещения, используемыми в работе клуба, являются семинары, целью которых является развитие коммуникативных навыков у пассивной части родителей, сближение позиций педагогов и родителей; педагогические практикумы, которые направлены на выработку у родителей педагогических умений по воспитанию детей, развития у них педагогического мышления; дискуссии и диспуты, которые ориентированы на выявление позиций по тому или иному вопросу (например, «Телевидение и дети: за и против» и др.)

Обучение родителей в клубе представляет собой целенаправленное формирование педагогических умений и навыков. В семейном клубе «Мы вместе» основное внимание сконцентрировано на создание условий для реализации собственных идей родителей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания)

Содержание работы клуба.

1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в образовательном учреждении.

2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:

  • - сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;
  • - достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;
  • - принять и реализовать лично- ориентированную позицию в воспитании детей;
  • - сформировать оптимальные детско-родительские отношения.

3. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы МБОУ ДОД «Детский дом искусств «Ритм».

4. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.

5. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости.

6. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

7. Возглавляет Клуб педагог-психолог Нестерова И.А. являющаяся руководителем данного объединения.

Такая организация работы клуба позволяет учитывать актуальные потребности родителей и их интересы. Тематика заседаний клуба не всегда планируется заранее. Она часто определяется результатами последнего заседания. С целью изучения образовательных интересов и запросов родителей в начале учебного года разрабатывается примерная тематика заседаний клуба по следующим блокам:

«Социально-правовой»,

«Социально-медицинский»,

«Педагогический»,

«Психологический»,

«Досуговый».

Родители отмечают наиболее интересные для себя темы, и руководитель клуба старается по возможности удовлетворить их интересы.

Общие принципы взаимодействия членов клуба

Принцип системности и стабильности. Клуб - постоянно действующая структура, формирующая свои традиции и рассчитанная развиваться и существовать сколь угодно долго.

Принцип открытости и добровольности. Клуб открыт для всех участников образовательного процесса, так или иначе принимающих участие в воспитании детей (папы, мамы, бабушки, дедушки, старшие сестры и братья, будущие родители и т.д.) Членство не обязывает присутствие на каждом мероприятии клуба, каждый может выбрать то, что для него наиболее интересно и значимо, принимать участие в мероприятиях по мере возможности. Члены клуба могут посетить Дом искусств в любое время вместе с ребенком или без него, если возникла необходимость дополнительного общения с педагогами (консультации) или для занятия ремеслом.

Принцип научности. Вся преподносимая информация медицинского, педагогического или психологического содержания должна иметь научное обоснование.

Принцип учета индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может повысить актуальность просвещения в глазах потенциальных участников.

Принцип природосообразности образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребенка. Систему просвещения родителей создать с учетом всего периода воспитания и обучения ребенка в учреждении: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер.

Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Поэтому необходима дифференциация родителей: иначе взаимодействие не будет эффективным.

Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Задача педагогов заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил чужие знания, а постарался построить свою концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка.

Принцип равенства.

Принцип уважения и понимания друг друга.

Принцип активности. Все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.

Принцип конфиденциальности.

Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.

Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

Принцип стремления к здоровому образу жизни.

Права членов клуба

  • Быть членом семейного клуба «Мы вместе».
  • Участвовать в планировании работы клуба.
  • Иметь и высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу.
  • Пользоваться библиотекой клуба.
  • Получать индивидуальную консультацию у специалистов, принимающих участие в заседаниях клуба.
  • Вносить предложения по улучшению работы клуба.

Обязанности членов клуба

  • Регулярно посещать заседания клуба.
  • Активно участвовать в заседаниях.
  • Быть тактичными и доброжелательными по отношению друг к другу.

Педагогическое обеспечение

В организации работы клуба принимают участие все педагоги Дома искусств «Ритм». Заседания клуба планируются 1 раз в месяц по 2 часа, не считая встреч приуроченных к календарным праздникам. Работа планируется с сентября по май в соответствии с образовательным процессом. В программу клуба не входят родительские собрания, проводимые по плану Дома искусств и детских объединений. Общение педагогов, гостей и членов клуба носят неформальный, корректный характер и проходят в атмосфере дружелюбия и демократичности. Используются такие методы и приемы, как диспут, дискуссии, беседы, тестирование, анкетирование, самоанализ, самооценка, тренинг, психогимнастика, этюды. Общаясь с детьми в присутствии родителей, педагоги показывают пример здорового личностно-ориентированного общения взрослых с детьми.

Алгоритм работы семейного клуба «Мы вместе»

Организационный этап

1. Система информирования о предстоящей встрече (объявления, распространение приглашений, реклама, личные беседы).

2. Согласование и утверждение плана выступления и проведения встречи.

3. Подготовка кабинетов к приему гостей (столы, стулья, материалы и инструменты).

4. Обеспечение наглядностью и средствами технического обеспечения (видео, музыкальное сопровождения, костюмы и т. д.)

Просветительский этап

1. Встреча гостей и членов клуба.

2. Выступление лектора по заявленной теме.

3. Обсуждение темы, ответы на вопросы, диспут.

Если тема не подразумевает присутствия детей при ее сообщении и обсуждении, дети находятся в другом кабинете, где с ними занимается педагог дополнительного образования. Домашние задания, предлагаемые участникам встречи, предполагают обязательную последующую оценку в группе или индивидуально. Подбор тем для обсуждения составлен с учетом реализации целей и задач клуба, а также интересов, пожеланий членов семейного клуба и выявленных особенностей контингента. Тематический план, приведенный в программе, рассчитан на 1 год работы клуба. Если данная программа будет востребована, данный тематический план будет корректироваться, дополняться. Емкие по содержанию темы будут предложены для дальнейшего рассмотрения.

Практический этап (организуется совместно с детьми)

1. Мастер-классы педагогов Дома искусств и членов клуба, желающих поделиться своим мастерством (по предварительной договоренности).

2. Практическая работа: занятия рукоделием совместно с детьми.

Члены клуба выбирают занятия рукоделием по душе и по потребности. При организации практического этапа педагоги Дома искусств «Ритм» пользуются методиками и содержанием имеющихся дополнительных образовательных программ, и методическими пособиями, разработанными в Доме искусств. Педагоги помогают овладеть приведенными ниже практическими навыками на высоком уровне, передавая мастерство из рук в руки, осуществляют индивидуальную помощь, являясь консультантами и советчиками. Родители вместе с детьми имеют возможность изготовить изделия для дома, подарки и сувениры из своих материалов, пользуясь инструментами и оборудованием Дома искусств. У педагогов появляется возможность привлечь и качественно подготовить родителей и детей к участию в конкурсах различных уровней в семейной номинации, организовать поездки на областные конкурсы и соревнования семейных команд.

Рефлексивный этап

Определение перспектив последующей работы, оценка состоявшейся встречи.

Russian
Яндекс.Метрика