Неразлучные друзья – взрослые и дети!
Курдош И.С. заведующий отделом
Неразлучные друзья – взрослые и дети!
Известно, что сегодня досуг взрослых и детей в зависимости от социального статуса семьи различен. Именно совместное времяпровождение взрослого и ребенка становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой; занятия спортом, в драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными личностями. Для оптимизации процесса взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования, в формировании культуры досуга подрастающего поколения необходимо полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему.
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дополнительного образования детей. Организация праздников, развлечений, игровых и театрализованных программ способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
С целью формирования культуры личности, удовлетворения культурных потребностей всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов социально-педагогического отдела в МБОУ ДОД «Дом искусств» создана культурно-досуговая программа «Неразлучные друзья – взрослые и дети!».
Усилия педагогов отдела направлены, прежде всего, на семью как коллектив, на организацию совместной социально-ориентированной досуговой деятельности родителей и детей, что является одним из необходимых условий оптимизации такой работы. Интересная, насыщенная положительными эмоциями совместная деятельность позволяет детям и взрослым восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.
Содержание программы носит преимущественно пропедевтический характер и вводит детей в мир культуры, способствует овладению ими первоначальных основ художественной культуры, культуры исполнения и культуры восприятия, формированию способности и готовности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использованию их в самостоятельной деятельности. Педагогическая работа направлена на постижение обучающимися искусства общения, культуры речи, на воспитание гуманности, толерантности, оптимизма.
Педагоги социально - педагогического отдела в культурно-досуговой работе с обучающимися используют следующие приоритетные понятия:
Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.
Развлечения в рамках культурно-досуговой программы «Неразлучные друзья – взрослые и дети» носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Они всегда являются красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность; способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и другими; побуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях обучающие получают возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.
Развлечения также служат хорошей основой для обучения детей. С одной стороны - развлечения закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль они играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного и теневого театров, дети получают стимул к собственному творчеству.
Наиболее приемлемы для детей дошкольного и младшего школьного возраста следующие виды развлечений: концерты, народные игры, познавательные вечера, спортивные и театрализованные, забавы.
Особое значение имеет для детей праздник. Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники создают у детей и взрослых радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем и сформируют праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Деятельность в предпраздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги дают выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений дома искусств.
В социально-педагогическом отделе в рамках культурно-досуговой программы «Неразлучные друзья – взрослые и дети» систематически проводятся следующие праздники:
- народные и фольклорные: Осенины; Осенняя ярмарка.
- государственно-гражданские: Новый год; День защитника Отечества; День Победы; День знаний; День города и другие;
- международные: День матери; День защиты детей; Международный женский день;
- бытовые и семейные: Первый раз в первый класс (выпускной); День вежливости.
праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям.
Программа «Неразлучные друзья – взрослые и дети» опирается на позиции современных исследователей (А.Б. Антонова и Т.С. Комарова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, М.В. Созинова).
Цель программы: формирование системы организации культурно-досуговой деятельности детей; обеспечение тесной взаимосвязи в системе взаимоотношений педагог – обучающийся – родитель.
Задачи:
- Создание в образовательном учреждении условий для организации комплексного подхода к взаимодействию обучающихся, родителей и педагогов.
- Формирование системы организации культурно–досуговой деятельности для создания благоприятной творческой среды развития личности детей.
- Развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.
- Развитие эстетических способностей.
- Развитие у детей сообразительности, творчества, активной речевой деятельности.
- Формирование навыков культурного поведения, нравственных привычек, культуры речи, ответственного отношения к выполнению порученных заданий.
- Привлечение родителей к участию в развлечениях и праздниках. Пропаганда семейных ценностей, установление дружеских, добрых отношений между поколениями.
Программа реализуется с сентября по май каждого учебного года. Реализация проекта предполагает согласованную деятельность всех участников образовательного процесса. Возраст обучающихся 5 - 9 лет.
Организация деятельности по реализации программы «Неразлучные друзья – взрослые и дети» базируется на принципах:
- приоритетности интересов детей и родителей,
- системности (системный подход к организации психологического просвещения родителей и педагогов, а также к организации взаимодеятельности),
- открытости (обеспечение контакта с родителями и педагогами, взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования в целях продуктивного воспитания),
- сотворчества педагогов, детей, родителей, взаимовлияния взрослых и детей.
Направления программы:
Досуговая деятельность детей, родителей и педагогов.
Обеспечение совместного досуга, предоставление возможности участия родителей в конкурсах, играх, проектах различного уровня; разработка разнообразных программ совместной деятельности родителей и детей, памяток для родителей.
Просветительская и консультационная деятельность.
Выпуск методэкспрессов по результатам проведения мероприятия. Размещение информации на сайте Дома искусств. Создание буклетов, фотоколлажей.
Проведение тематических родительских собраний, Дней открытых дверей, индивидуальных консультаций по проблемам воспитания и обучения.
Соуправление ОУ.
Создание условий для участия родителей в управлении образовательным учреждением.
Ожидаемые результаты:
- Формирование культуры взаимоотношений родителей, детей и педагогов.
- Реализация просветительской деятельности, направленной на разрешения проблем общения, воспитания, обучения.
- Обучение правильному использованию свободного времени, формирование опыта организации содержательного досуга.
- Повышение роли родительской общественности в управлении образованием и воспитанием.
- Установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, укрепление взаимодействия ребенка, родителя, социума.
- Создание условий психологически-комфортного пребывания в Доме искусств.
Основные направления и содержание деятельности.
Содержание программы строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей и состоит из 4 блоков:
1 блок – «Дружат взрослые и дети» (осенние каникулы).
2 блок – «Дети – игра, фантазия, творчество!» (зимние каникулы).
3 блок – «Твори, выдумывай, пробуй!» (весенние каникулы).
4 блок – «Праздничный калейдоскоп» (внутристудийные мероприятия в течение учебного времени).
Эффективному проведению культурно-досуговых мероприятий способствуют:
- объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
- отбор художественного материала;
- выбор эмоционально-выразительных средств;
- подбор исполнителей ролей;
- коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы;
- разработка сценария.
Культурно-досуговые мероприятия являются неотъемлемой частью деятельности социально-педагогического отдела. Организация праздников, развлечений, различных творческих мероприятий способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса.