Студия "Хочу всё знать"
Студия
"Хочу всё знать"
Студия «Хочу всё знать» - это мощный фактор интеллектуального развития дошкольника, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребёнку интерес к познанию. Поэтому занятия в студии проходят в увлекательной игровой форме, с использованием наглядного и раздаточного материала. Соблюдается последовательность как в изучении понятий, свойств, действий, так и в системе упражнений, в процессе выполнения которых обучающиеся овладевают как приёмами умственных действий, так и знаниями, умениями и навыками. Благодаря большому количеству графических упражнений развивается мелкая моторика и мускулатура.
Комплексная программа «Хочу всё знать» способствует постепенному вхождению ребёнка в образовательный процесс, предупреждая возможные стрессовые ситуации при поступлении ребёнка в школу.
Цель программы: содействовать адаптации ребёнка к школьному обучению.
Задачи:
- формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой школьного обучения;
- овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
- развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- формирование умения планировать учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
- развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
- формирование чувства коллективизма, ответственности.
Комплексная программа «Хочу всё знать» разработана для детей дошкольного возраста 5-7 лет и рассчитана на два года обучения:
- 1 год обучения – дети 5 - 6 лет;
- 2 год обучения – дети 6 - 7 лет.
Программа включает 3 направления:
- «Занимательная математика» (развитие математических представлений).
- «АБВГДейка» (обучение грамоте).
- «Всё обо всём» (ознакомление с окружающим миром).
Каждое направление рассчитано на 72 часа в учебный год.
Основной формой работы в студии является учебные занятия. Занятия проводятся два раза в неделю по каждому направлению. Используется групповая форма проведения занятий.
Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счёт проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, динамических разминок, сменой статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие напряжений с мышц.
Ожидаемый результат
- Развитие когнитивных процессов: внимание, память, речь, мышление, воображение.
- Адаптация детей к школе.
- Развитие нравственных качеств, интеллектуальных способностей, повышение уровня физического развития (мелкой мускулатуры пальцев рук, глазомер, правильная осанка).
- Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
- Воспитание культуры общения, свободного выражения своих мыслей.
- Воспитание интереса к предметам и процессу обучения в целом.
Обучение грамоте - составная часть развития речи у дошкольников.
Цель занятий по направлению «АБВГДейка» состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели осуществляется в рамках сквозных тем «Речь», «Звук, буква», «Слог», «Слово», "Предложение".
На развитие фонематического слуха и восприятия звуко-буквенного анализа и синтеза положительно влияет наличие множества заданий по выделению звука из состава слова, определению его места, «соседей» звука, по составлению звуковых схем и моделей слова.
Большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения, подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв, печатание букв).
Формирование математических способностей, так называемого "математического склада ума": способности рассуждать, мыслить математическими символами, гибкости мыслительных процессов, стремления к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений осуществляется на занятиях по направлению «Занимательная математика».
Цель данного направления - обеспечение начальной математической подготовки обучающихся, формирование прочных вычислительных навыков, умение распознавать свойства предметов и геометрических фигур; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений, развитие логического мышления, овладение такими приемами умственной деятельности как анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение.
Задания группируются по следующим разделам:
- Количество и счет.
- Геометрические фигуры.
- Величина.
- Ориентировка во времени.
- Ориентировка в пространстве.
- Логические задачи.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.
Направление «Всё обо всём» способствует развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, размышлению, экспериментированию. Темы по ознакомлению с окружающим миром, близкие социальному опыту детей дошкольного возраста распределены по блокам: «Растительный и животный мир планеты Земля», «Социальные понятия», «Живая и неживая природа», «Человек», «Профессии», «Рукотворный мир деятельности человека», «Мой город, моя страна», «Дошколята – вежливые ребята».
Предметное содержание знаний ребёнок усваивает по-разному: в виде представлений, в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов), в виде знаний-сведений, которые он получает от педагога, в виде объяснения.
Превалирующей формой организации занятий являются наблюдения, опыты, сообщения, эксперименты, экскурсии. Познание осуществляется в процессе учебно-игровой деятельности, моделирующей взаимоотношение человека с природными объектами и много объектные связи природных объектов и явлений.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.