Методическая служба
Методическая деятельность Дома искусств – это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге, - на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
В основе деятельности методической службы лежит идея развития образовательного учреждения, которая охватывает все категории педагогических работников. Стремясь осуществить развитие учреждения, руководители активизировали методическую деятельность, а педагоги дополнительного образования, в свою очередь, с удвоенным вниманием отнеслись к своей методической работе. Эта взаимная активность породила новые направления, содержание и формы работы с педагогическими кадрами.
Методическая работа в Доме искусств как система спроектирована, построена в следующей структуре: прогнозирование – программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция и анализ.
Деятельностный аспект позволяет выделить другую структуру: мотивы – цель –содержание – формы – методы – результаты.
В содержательном аспекте мы имеем структуру как взаимосвязь направлений воспитания: познавательное – физическое – социальное – нравственное – эстетическое – трудовое – экономическое.
Цель методической службы: формирование системы методического обеспечения всех направлений деятельности учреждения.
Задачи методической службы:
- Исследование образовательных потребностей социума.
- Анализ состояния учебно-воспитательной работы в Доме искусств.
- Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей.
- Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путём внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания.
- Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в Доме искусств. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
- Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществление непрерывной связи с институтами повышения квалификации.
- Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям Дома искусств в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников Дома искусств к аттестации.
- Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.
- Организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями, методическими центрами и вузами при проведении опытно-экспериментальной деятельности.
- Создание образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Содержание деятельности методической службы формируется на основе следующих источников:
- - законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, определяющих цели и задачи всей методической работы;
- - новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической службы;
- - инноваций, нововведений, новшеств, во всей полноте раскрывающих содержание методической работы;
- - диагностики и прогнозирования состояния учебно-воспитательного процесса, уровня развития обучающихся Дома искусств, помогающих определить методическую тему, основные задачи, проблемы методической деятельности и самообразования педагогов;
- - использования информации о массовом и передовом опыте методической службы, помогающей избавляться от ошибок;
- - максимально творческого подхода в выборе содержания и планирования методической работы.
Основные функции методической службы.
- Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности Дома искусств.
- Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
- Планово-прогностическая функция направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.
- Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности Дома искусств.
- Организационно-координационная функция.
- Обучающая функция направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями; развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.
- Контрольно-диагностическая функция позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности Дома искусств.
Структура управления методической деятельностью.
Принципы деятельности методической службы.
- Принцип научности (учёт социально-экономических законов общества и уровня развития науки).
- Принцип оптимальности (учёт реальных возможностей).
- Принцип целенаправленности (ориентация плана работы на претворение целей и задач в жизнь).
- Принцип перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперёд).
- Принцип учёта специфики учреждения и педагогического коллектива.
Подсистемы обеспечения и поддержки в управлении методической службой
Прогнозируемые результаты методической деятельности.
- Наличие постоянно и эффективно действующего информационно-методического центра.
- Применение современных методик и технологий образовательного процесса.
- Развитие научно-методического обеспечения в учреждении.
- Организация творческих групп педагогов на добровольной основе для поиска и внедрения инноваций.
- Обновление структуры и содержания методической службы, усиление её роли в формировании профессиональных качеств педагога.
- Развития взаимодействия и взаимосотрудничества с вузами, научными учреждениями и родительской общественностью.
- Создание творческой атмосферы, способствующей формированию в коллективе единого педагогического кредо, ценностей, традиций.
- Создание разнообразной предметной среды воспитания и обучения в Доме искусств.
Критерии оценки результативности методической деятельности.
- Повышение уровня результативности учебно-воспитательного процесса в детских объединениях.
- Вовлечённость в систему методической деятельности всех педагогических работников.
- Развитие у педагогов потребности в обновлении своей деятельности, в постоянном повышении своей квалификации.
- Соответствие научно-методического обеспечения деятельности современным требованиям.
Формы организации деятельности методической службы.
Формы деятельности методической службы Дома искусств подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные.
Индивидуальные формы:
- консультации;
- консультирование;
- самообразование;
- стажировка;
- посещение занятий опытных педагогов;
- наставничество;
- творческие мастерские;
- работа над личной методической темой и т.д.
Групповые формы:
- заседания методических объединений;
- заседания творческих групп;
- школа молодого специалиста;
- творческие отчёты педагогов;
- теоретические семинары (доклады, сообщения);
- семинары-практикумы (сообщения с практическим показом на занятиях, досуговых мероприятиях);
- диспуты, дискуссии (круглый стол, диалог-спор, дебаты, «техника аквариума», форум, симпозиум, «панельная дискуссия» и др.) и т.д.
Коллективные формы:
- научно-практические педагогические конференции;
- педагогические советы;
- педчтения;
- конкурсы педагогического мастерства;
- деловые игры, ролевые игры; уроки-имитации; уроки-панорамы;
- лекции учёных-дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей по психолого-педагогическим проблемам;
- разнообразные выставки, отчёты по самообразованию в виде докладов, рефератов, разработок занятий, изготовления дидактических и наглядных пособий; выставок лучших творческих работ учащихся;
- обсуждения новейших методик, технологий, достижений науки, отдельных открытых занятий, мероприятий или их циклов, авторских программ, учебных пособий и т.п.;
- работа коллектива над единой методической темой.
Развитие профессиональной культуры педагога дополнительного образования Дома искусств в процессе методической работы.
Состав методического совета
№п/п | Ф.И.О. | Должность |
1 | Бородина Наталья Юрьена | Заместитель директора по научно-методической работе |
2 | Мельникова Елена Геннадьевна | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
3 | Котиков Роман Петрович | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
4 | Болук Марина Николаевна | Заместитель директора по организационно-массовой работе |
5 | Домашева Ольга Владимировна | Заведующий филиалом |
6 | Курдош Ирина Сергеевна | Заведующий социально-педагогическим отделом |
7 | Кондакова Ирина Николаевна | Заведующий музыкально-хореографическим отделом |
8 | Червякова Валентина Максимовна | Методист художественного отдела |
9 | Нестерова Инна Александровна | Педагог-психолог |