Студия
"Хочу всё знать"
Студия «Хочу всё знать» - это мощный фактор интеллектуального развития дошкольника, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребёнку интерес к познанию. Поэтому занятия в студии проходят в увлекательной игровой форме, с использованием наглядного и раздаточного материала. Соблюдается последовательность как в изучении понятий, свойств, действий, так и в системе упражнений, в процессе выполнения которых обучающиеся овладевают как приёмами умственных действий, так и знаниями, умениями и навыками. Благодаря большому количеству графических упражнений развивается мелкая моторика и мускулатура.
Комплексная программа «Хочу всё знать» способствует постепенному вхождению ребёнка в образовательный процесс, предупреждая возможные стрессовые ситуации при поступлении ребёнка в школу.
Цель программы: содействовать адаптации ребёнка к школьному обучению.
Задачи:
- формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой школьного обучения;
- овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
- развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- формирование умения планировать учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
- развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
- формирование чувства коллективизма, ответственности.
Комплексная программа «Хочу всё знать» разработана для детей дошкольного возраста 5-7 лет и рассчитана на два года обучения:
- 1 год обучения – дети 5 - 6 лет;
- 2 год обучения – дети 6 - 7 лет.
Программа включает 3 направления:
- «Занимательная математика» (развитие математических представлений).
- «АБВГДейка» (обучение грамоте).
- «Всё обо всём» (ознакомление с окружающим миром).
Каждое направление рассчитано на 72 часа в учебный год.
Основной формой работы в студии является учебные занятия. Занятия проводятся два раза в неделю по каждому направлению. Используется групповая форма проведения занятий.
Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счёт проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, динамических разминок, сменой статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие напряжений с мышц.
Ожидаемый результат
- Развитие когнитивных процессов: внимание, память, речь, мышление, воображение.
- Адаптация детей к школе.
- Развитие нравственных качеств, интеллектуальных способностей, повышение уровня физического развития (мелкой мускулатуры пальцев рук, глазомер, правильная осанка).
- Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
- Воспитание культуры общения, свободного выражения своих мыслей.
- Воспитание интереса к предметам и процессу обучения в целом.
Обучение грамоте - составная часть развития речи у дошкольников.
Цель занятий по направлению «АБВГДейка» состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели осуществляется в рамках сквозных тем «Речь», «Звук, буква», «Слог», «Слово», "Предложение".
На развитие фонематического слуха и восприятия звуко-буквенного анализа и синтеза положительно влияет наличие множества заданий по выделению звука из состава слова, определению его места, «соседей» звука, по составлению звуковых схем и моделей слова.
Большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения, подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв, печатание букв).
Формирование математических способностей, так называемого "математического склада ума": способности рассуждать, мыслить математическими символами, гибкости мыслительных процессов, стремления к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений осуществляется на занятиях по направлению «Занимательная математика».
Цель данного направления - обеспечение начальной математической подготовки обучающихся, формирование прочных вычислительных навыков, умение распознавать свойства предметов и геометрических фигур; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений, развитие логического мышления, овладение такими приемами умственной деятельности как анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение.
Задания группируются по следующим разделам:
- Количество и счет.
- Геометрические фигуры.
- Величина.
- Ориентировка во времени.
- Ориентировка в пространстве.
- Логические задачи.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.
Направление «Всё обо всём» способствует развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, размышлению, экспериментированию. Темы по ознакомлению с окружающим миром, близкие социальному опыту детей дошкольного возраста распределены по блокам: «Растительный и животный мир планеты Земля», «Социальные понятия», «Живая и неживая природа», «Человек», «Профессии», «Рукотворный мир деятельности человека», «Мой город, моя страна», «Дошколята – вежливые ребята».
Предметное содержание знаний ребёнок усваивает по-разному: в виде представлений, в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов), в виде знаний-сведений, которые он получает от педагога, в виде объяснения.
Превалирующей формой организации занятий являются наблюдения, опыты, сообщения, эксперименты, экскурсии. Познание осуществляется в процессе учебно-игровой деятельности, моделирующей взаимоотношение человека с природными объектами и много объектные связи природных объектов и явлений.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Творческие портреты педагогов:
Бородина Наталья Юрьевна
Курдош Ирина Сергеевна
Новикова Ирина Валерьевна
Будаковская Наталья Ивановна
Останкова Любовь Викторовна
Автор: Курдош И.С., заведующий отделом
Социально-педагогический отдел – это страна счастливого детства для детей 5-9 лет.
В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.
В нашей стране живут тепло и радость, в ней везде царит уют.
Здесь прекрасные таланты сердце детям отдают.
Цель работы отдела:
Создание благоприятных условий для обеспечения физического, познавательного и социального развития детей, формирование базисных основ личности, а так же полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Реализуемые задачи в отделе:
- Формирование основ базовой культуры личности.
- Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного и физического развития детей.
- Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- Подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
- Взаимодействие с семьями детей для обеспечения их полноценного развития.
Концепция развития социально-педагогического отдела:
- Создание развивающей среды для формирования личности ребенка, развития его индивидуальности.
- Развитие познавательной активности и любознательности, творческого воображения детей.
- Укрепление психофизического и физического здоровья детей, формирование здорового образа жизни.
- Осуществление необходимой коррекции в речевом, психическом и физическом развитии ребенка.
- Формирование осознанного правильного отношения детей к своему здоровью, природе, через создание условий для контакта с ней.
- Работа по преемственности отдела и школы, расширение связи с учреждениями культуры.
Педагоги отдела – это взрослые люди, понимающие маленького человека. Они учат детей общаться со сверстниками и взрослыми, находить выход из различных ситуаций, достигать определенных целей, помогают познавать окружающий мир и людей.
Коллектив отдела работает под девизом: «Обучать без вреда для здоровья – это не задача отдела, а обязательное условие его работы!»
В 2012-2013 учебном году в социально-педагогическом отделе, под руководством заведующего отделом Курдош Ириной Сергеевной работали 10 педагогов и 1 концертмейстер. Из них:
- основные работники – 10 (90,9%)
- совместители – 1 (9,1%)
- имеют высшее образование – 8 (72,7%)
- неполное высшее – 2 (18,2%)
- среднее профессиональное – 1 (9,1%)
- 1 квалификационная категория – 6 (54,5%)
- 2 квалификационная категория – 1 (9,1%)
- молодые специалисты – 4 (36,4%)
Награды: Рудникова Л.М. – Почётная грамота Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР (1986г.), значок «Отличник народного просвещения» (1989г.); Бородина Н.Ю. – нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ» (2009г.).
Звания: Ветеран труда - педагоги д/о: Рудникова Л.М., Бородина Н.Ю.; Отличник народного просвещения - Рудникова Л.М.; Почётный работник общего образования РФ - Бородина Н.Ю.
В 2012 – 2013 учебном году в отделе было сформировано 56 учебных групп, в которых обучалось 665 детей, из них:
- девочек – 343 (52%)
- мальчиков – 322 (48%)
- 612 (92%) - полные семьи
- 53 (8%) - неполные семьи
Количество занятий в объединениях определяются учебным планом и рабочей программой детского объединения, утверждёнными педагогическим советом.
Продолжительность и кратность занятий в неделю, количество детей в группе в каждом конкретном объединении устанавливаются в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей детей, допустимой нагрузки обучающихся по нормам санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
- для детей I года обучения (5 лет) продолжительность занятия составляет 25 минут, количество детей в группе – 15 человек, 72 учебных часа в год;
- для детей II года обучения (6 лет) продолжительность занятия составляет 30 минут, количество детей в группе – 12-15 человек, 72 учебных часа в год;
- для детей III года обучения (7 лет) продолжительность занятия составляет 45 минут, количество детей в группе – 10-12 человек, 144 учебных часа в год.
- для детей IV года обучения (8 лет) продолжительность занятия составляет 45 минут, количество детей в группе – 10 человек, 144 учебных часа в год.
После каждого занятия организуется обязательный 10-минутный перерыв для отдыха детей и проветривания помещений.
В каникулярное время с целью формирования культуры свободного времени: вовлечение ребенка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного опыта организации досуга, через познание, просвещение, общение в отделе проводятся организационно-массовые мероприятия в рамках реализации досуговых программ «Ура! Каникулы!» и «Неразлучные друзья – взрослые и дети».
Традиции отдела: День открытых дверей «Здравствуй, наш любимый Ритм», Новогодний праздник, День здоровья, «Букет поздравлений», Выпускной бал выступают как фактор сплочения коллектива и преемственности поколений.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Родители (законные представители) обучающихся являются активными участниками всех дел в отделе, непременными помощниками, которые взаимодействуют друг с другом.
В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами, задачи:
- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Приобщение родителей к участию в жизни отдела через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы: родительские собрания, консультации, беседы, открытые занятия, совместные праздники, работа родительского комитета.
Реализация целей работы отдела определяется формулой:
Познание + Увлечение + Самообразование + Самовыражение +
Связь с родителями обучающихся +
Помощь коллег + Развлечение =
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ