Выдвигающееся меню

Нестерова Инна Александровна, Педагог-психолог

Психологическое сопровождение образовательного процесса - один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей разного возраста, родителей, педагогов; основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному их развитию. На сегодняшний день психологическое сопровождение - это особая форма осуществления социальной и психологической помощи обучающимся, родителям, педагогам.

Являюсь автором социальных проектов Дома искусств: семейный клуб «Мы вместе» и «Ступеньки здоровья: профилактика курения и употребления психоактивных веществ».

Основные направления работы педагога-психолога в МБОУ ДОД «Детский Дом искусств «Ритм»:

- психологическое просвещение - формирование у детей, их родителей, педагогических работников и руководителей образовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения подростков, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Просветительская деятельность осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся

- психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей и подростков, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

- психологическая диагностика - обучающихся, родителей, педагогов учреждения. Проводится психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам. Изучаются психологические особенности детей, их интересы, склонности с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении. Диагностируются психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями. Проводится диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляются психологические причины нарушения общения. Диагностируются взаимоотношения отношений обучающихся с родителями, качество воспитания в семье, взаимоотношения в педагогическом коллективе, уровень комфортности и др.

- психологическая коррекция и развитие - активное воздействие психолога на развитие ребенка, направленное на обеспечение соответствия возрастным нормативам; оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения, раскрытии способностей и склонностей детей. Коррекционно-развивающая работа - ориентирована на коррекцию межличностных отношений в детском коллективе. Осуществляется на психокоррекционных занятиях как групповых так и индивидуальных, тренингах. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы разработаны программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе: программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Настроение» разработана для детей дошкольного возраста; программа групповых развивающих занятий «Думовенок», для детей дошкольного возраста; программа «Клуб общения: я и другие» разработана для детей школьного возраста.

Программы коррекции, направлены на устранение отклонений в психическом развитии. Развивающая и коррекционная работа проводится в процессе специальной работы с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка и педагогов. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения — центральной нервной системы или психического заболевания.

- консультативная деятельность - оказание конкретной помощи обратившимся детям и взрослым (клиентам) в осознании природы затруднений, анализе и решении психологических проблем, связанных с собственным характером, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, кругу друзей, школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

- методическая работа - включает в себя сотрудничество с администрацией Дома искусств по проблемам реализации поставленных перед учреждением задач, в том числе участие в составлении плана работы учреждения , в заседаниях методических объединений и др. Педагогам дается возможность использовать психологическую информацию, содействующую учебному процессу.

- психологическое обеспечение управления учреждением дополнительного образования - участие в разработке долгосрочных программ развития учреждения, осуществлении мониторинга социально-психологического климата в коллективе педагогов и детских коллективах, реализации здоровьесберегающих технологий в педколлективе, внедрение авторских методик и др.

Результативность своей работы, применения программ и различных методик отслеживаю с помощью психодиагностики и мониторингов.

Имея небольшой педагогический и методический опыт работы, я постоянно совершенствую его через чтение специальной литературы, внедрение передового опыта в свою деятельность, обучаюсь на курсах повышения квалификации. Эта работа проводится мной в тесном контакте и сотрудничестве с городским психологическим центром «Гармония».

© 2024. МБУДО «Дом искусств «Ритм»